Аналитическая психология

 

xMR10elE1S0Фрейд и Юнг – основные различия

 

Дорогой друг! На этой страничке Вы могли оказаться по причине того, что столкнулись с какой-то психологической проблемой и хотите разрешить ее при помощи специалиста. Не так ли?

И сразу возникает дополнительная трудность. Дело в том, что нас – специалистов, которые начинаются на «психо» (от  греческого «psyche» – «душа»), великое множество. Чтобы описать все ныне существующие направления науки психологии, не хватит не то что этой статьи, но и собрания сочинений в нескольких томах. Поэтому, как сказал однажды президент перед какой-то двухчасовой речью, «буду краток».

 

В чем разница между психотерапевтом,

психологом

и психоаналитиком?

 

По большому счету, всю деятельность «психо-специалистов» можно назвать терапией. Но так как само слово означает «лечение», терапевтами принято называть людей с медицинским образованием, то есть тех, кто вместе с «лечением словом» даст вам еще и таблетки. По этому поводу у нас возникают те самые «споры факультетов», так как остальные – психологи и аналитики считают медикаментозное лечение самым последним и крайне нежелательным прибежищем.

 

Психологи и психоаналитики – это, соответственно, специалисты с гуманитарным образованием.

Психологи, как правило, занимаются вопросами поведения человека, его познавательными процессами, способностями к взаимодействию с окружающими. Они выявляют деструктивные поведенческие сценарии и помогают выработать более удачные модели. То есть психологи используют когнитивные (связанные с сознанием, разумом, мышлением) методы.

 

Также существует глубинная психология, к которой относится психоанализ и все его ответвления:

 

Классическая школа (Фрейд);

Аналитическая психология или юнгиантсво (Юнг, как следует из названия);

Индивидуальная психология (Адлер);

Телесноориентированная психология (Райх, Лоуэн).

 

В отличие от психолога, психоаналитик изучает не просто поведение человека, как следствие, а глубинные бессознательные процессы, как причины тех или иных поступков и событий в его жизни.

 

Пример для мужчин. В вашем автомобиле забарахлил мотор. Автослесарь предложит Вам сменить масло. И, дай бог, этого будет достаточно. Автомеханик же переберет двигатель, чтобы выяснить, почему машина начала потреблять масло в большем количестве, и этим предотвратит еще и дальнейшие проблемы.

 

Пример для женщин. Предположим, человек обращается к специалисту с проблемой угревой сыпи. Косметолог предложит какую-нибудь очистительную процедуру и пропишет протирать кожу настойкой календулы. Пациент получит быстрый, но, увы, недолговременный результат. Если же он обратится к гастроэнтерологу, тот найдет причину —  например, проблемы с печенью. Эндокринолог выяснит, что у человека гормональные проблемы. Результат будет долговременный или же постоянный. Угри не вернутся, а также попутно удастся избежать многих других проблем со здоровьем.

 

Так вот, в наших примерах барахлящий мотор и угри – это следствия, глубинные причины – проблемы в двигателе, болезнь печени или гормональный сбой. Глубинная психология занимается двигателем и печенью, поведенческая – маслом и угрями. (Да не попадусь я после этого коллегам-психологам в темном переулке! Это, конечно, шутка. Обе профессии, как психолога, так и психоаналитика, равно важны и удачно дополняют друг-друга).

 

Глубинная психология берет начало в психоанализе Зигмунда Фрейда, который появился на рубеже XX века, в так называемую Викторианскую эпоху. Это время примечательно, во-первых, отсутствием крупных войн и, как следствие, большим экономическим, научным и духовным ростом, а во-вторых, невероятно строгим моральным кодексом.

 

Только при таких условиях и мог появиться психоанализ!

 

Вспомним знаменитую пирамиду Абрахама Маслоу (на самом деле нашего соотечественника Авраама Маслова).

 

Иерархия человеческих потребностей:
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические (жажда, голод, сон);
2. Безопасность (чувство уверенности, избавление от страха);
3. Любовь (близость: душевная и сексуальная);

4. Принадлежность к общественной группе (социальные связи, общение);
5. Познание (потребность знать, уметь, исследовать);
6. Эстетика (гармония, порядок, красота);
7. Уважение (достижение успеха, одобрение, признание);

8. Духовность (познание, самоактуализация).

 

Последние четыре уровня называют «Потребностью в самовыражении» или  в «личностном росте».

 

746376539Итак, Викторианская эпоха впервые за историю человечества удовлетворила низшие потребности в масштабах целых народов. Европеец был сыт, одет, обут, и жил в безопасности. А как только решены вопросы желудка, мочевого пузыря, сна, и никто не угрожает безопасности, просыпается половой инстинкт. Это закон, который в равной степени справедлив как для австралопитека, так и для нашего современника.

 Но, как мы помним, второй отличительной чертой эпохи были непомерно строгие нравы. То есть не было более табуированной темы, нежели секс. А эта потребность как раз и вышла у европейца на первое место!

 К термину «бессознательное» Фрейд пришел, занимаясь проблемой лечения истерии. На нервной почве женщины впадали в истерические параличи, страдали мнимой слепотой и глухотой по причине внутреннего конфликта сексуального характера. Они не могли принять своей сексуальности, не считали для себя возможным испытывать сексуальное влечение. Поэтому, когда эта мощная сила шла у них изнутри, их сознание сопротивлялось ей всеми возможными способами.

 Безусловно, открытия Фрейда гениальны, они стали огромным подарком  человечеству. Однако фокус его научного интереса в силу требований эпохи был очень узок. Сексуальная революция через несколько десятилетий все же свершилась благодаря во многом его учению, а также идеям его ученика Вильгельма Райха. Женщине, наконец, вернули право иметь тело и телесные потребности, как это  было в дохристианскую эпоху.

 Но невротические проблемы человечества не закончились. Они просто переместились на более высокие ступени пирамиды потребностей. Карл Густав Юнг еще до своего сотрудничества с Фрейдом «предвосхитил» этот процесс, став, в своем роде, Николой Тесла от психологии. Но, к счастью, в отличие от великого физика, Юнг создал свою школу, оставил после себя учеников и сформулировал базу аналитической психологии.

 Он признавал все психоаналитические концепции, не оспаривая ни фрейдистской сексуальной теории, ни теории комплекса неполноценности Адлера. Он просто видел их ограниченность.

 

y_b3fa490fСозданная Юнгом психология более широка и универсальна, так что остальные течения можно считать ее частными случаями. Это относится не только к научным доктринам его предшественников и современников, но и к более поздним направлениям в психологии. В частности, популярная ныне в высших кругах бизнеса онтопсихология Антонио Менегетти, лишь подтверждает идеи Юнга.

В своих трудах Юнг охватил широчайший спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальном и коллективном бессознательном и учения об архетипах.

 

Фрейдистское бессознательное являет собой вместилище подавленных, вытесненных за границы сознания идей и влечений конкретного человека.

 Юнгианское бессознательное – это не просто вместилище собственных химер и монстров, а сокровищница психического мира всего человечества. В этом случае каждая отдельная душа представляет собой миниатюрную копию макрокосма со всеми человеческими возможностями, идеями и опытом.

 Главной духовной задачей, согласно аналитической психологии, является индивидуация – нахождения собственного уникального пути и следование своей природной сущности. Следовательно, это является и основной целью психоаналитической терапии.

 В результате прохождения юнгианского анализа появляется зрелая личность. Зрелый человек твердо знает, каковы его истинные желания и потребности, а посему смело реализует их без страха и упрека в самом, что ни на есть, прямом смысле этих слов. Проще говоря, целостный человек всего лишь четко знает, что такое его собственное «Я», и из всего богатства мира он выбирает то, что этому Я подходит наилучшим образом, касается ли это творчества, способа заработка, спутника жизни, друзей, времяпровождения, места проживания и т.д.

 Для себя же основное различие между юнгианством и классическим психоанализом я вижу в ключевом вопросе, определяющем эти концепции.

 Во фрейдизме это вопрос «Почему?»

В юнгианстве – «Зачем?»

 Психоанализ поясняет, почему человек страдает тем или иным неврозом или болезнью, объясняя это детскими комплексами и нереализованными, вытесненными влечениями.

 Аналитическая психология (юнгианство) видит в страдании еще и возможность саморазвития, при этом здесь нет ничего общего с христианским спасением через страдание. Юнг не говорит о том, что когда плохо — это хорошо. Просто каждая проблема это сопротивление индивидуальной сокровенной природы личности тем обстоятельствам, в которые загнал себя человек, повинуясь потребностям окружения. Поэтому каждый болезненный симптом, как душевный, так и телесный, уже содержит в себе ответ, что именно человек делает неправильно, и в какую сторону ему нужно повернуть, чтобы вновь встать на верный путь.

К сожалению, самостоятельно увидеть в собственном страдании нечто ценное неподвластно практически никому. Лечить собственные душевные проблемы – это все равно, что попробовать вырезать у себя аппендикс или самостоятельно произвести коронарное шунтирование.

 Поэтому, если Вы решились направиться по пути индивидуации – нам с Вами по пути. Я была там сама и знаю дорогу.

 

С верой в Вас и Ваше лучшее Настоящее, Сергеева Александра.

 

P.S. «О, у него невроз, это же замечательно» – мог пошутить Юнг. Согласно его теории, невроз это не окончательный диагноз, а сигнал, благодаря котором человек может стать самим собой.